История дизайна интерьера: Ампир (1800-1870)
ампир дизайн история


Ампир (1800-1870)

Между правлением Людовика XVI и созданием империи Наполеона I в Европе существовал переходный период, называемый Директорией (1795-1799). Мебель поменяла характер линий на прямые, а углы стали более выраженными. Инкрустации были заменены деревом, окрашенным и покрытым воском.

Позже зародился стиль Ампир, или наполеоновский стиль, развившийся из предшествующего по побуждению императора и вдохновлённый его архитекторами Персьером и Фонтайном.

Классическое декорирование Людовика XVI было дополнено имперскими эмблемами. Стали популярными ценные покрытия, подножия с когтистой лапой и кровати типа “сани”. Наполеоновская эпоха существовала во времена Наполеона I, его сына Наполеона II, Римского короля, Наполеона III — племянника Наполеона I. Мебельный стиль ампир приобрёл популярность во всём мире и встречается в мебели классического стиля, производящейся в настоящее время.

Стиль ампир рождается вместе с наполеоновской эпопеей и представляет собой интерпретацию классических декоративных мотивов и форм, приспособленных к той эпохе. Использовались символы военной славы и могущества: трофеи, лавровые венки, крылатые победы, орлы для празднования триумфа нового Цезаря.



Богатая и роскошная, мебель в стиле “ампир” характеризуется строгостью дизайна и доминированием прямых симметрических конструкций. Поверхности гладкие и плоские, углы острые. Декорирование заключается в основном в аппликациях из бронзы и позолоты, которые выделяются на фоне красного дерева.



Вновь появляется резьба, например, на ножках столов или подлокотниках кресел. На фронтальной части мебели выделяются колонны, гермы и кариатиды. Франция — колыбель стиля ампир, именно здесь он рождается, подчёркивая великолепие дворцов Наполеона, его двора и высшей буржуазии. В новом стиле работают Персьер и Фонтайн, архитекторы режима, краснодеревщики Якоб-Десмальтер, Мартин-Гуиллем, Бьеннайс, Пьер Бенуа, Марсион и Чарльз Жозеф Лемарчанд.

Среди бронзовых украшений встречаются: женские головы, изображения крылатой победы, лебеди в позе лицом к лицу, лавровые венки, на придворной мебели — буква N от Наполеона, а также орлы, пчёлы, звёзды, сфинксы, монстры, пальметты и т.д.

В мебели стиля “ампир” бронза помимо выполнения декоративной функции используется, чтобы спрятать или украсить замочную скважину у ручек, практически всегда в форме головы хищника. Наиболее часто применяется красное дерево в виде листов, чередующихся таким образом, чтобы добиться наибольшей эффектности рисунка.

Обшивка всегда может быть лакирована шеллаком. Красное дерево принадлежит к семье мелиевых, произрастающих в Центральной Америке. Это дерево тёмно-красного цвета, с довольно нежной текстурой. Оно твёрдое, но легко обрабатывается, отлично полируется и покрывается лаком. Древесина красного дерева не деформируется, не царапается и не подвержена разрушающему воздействию жука-точильщика. Начиная с 1806 года в связи с эмбарго Британских островов столяры заменяют красное дерево вязом, тисом, ясенем, клёном, орехом, грушей, буком.

Позолоченная бронза — постоянный элемент украшений в стиле “ампир”. Из Наполеоновской эпохи необходимо упомянуть мастера-бронзовщика Пьера-Филиппа Томира (1751-1893), лучшего представителя эпохи. Его работы разноплановы: от часов к бракосочетанию Наполеона и Марии Луизы до украшений для мебели и изысканных предметов домашнего обихода. Золочение бронзы выполнялось при нагревании ртути до 350º и её смешении с плавленым золотом. Позолота наносилась жёсткой кистью на поверхность предмета. Затем вновь производили нагревание для того, чтобы выпарилась ртуть и осталось одно золото. Блеска поверхности достигали с помощью натирания изделия полировальным инструментом.

Изготавливаются бесчисленные модели столов, круглых, с ножками, образующими тосканские колонны или сфинксами и животными, оканчивающимися когтистыми лапами. Прямоугольные столы с ножками в виде бронзовых кариатид, также имеются столики на трёх ножках (как в Помпеях в I веке), одни для цветочных ваз, другие для умывальников. Кровати очень внушительны, их ставят параллельно стене, изголовье и изножье одной и той же высоты.



Широкую известность приобрели кровати в форме гондолы или корабля, с изогнутой спинкой, завершающейся завитком. Многие кровати имели балдахин и были похожи на палатки с трофеями.



Мебель для сидения и отдыха объёмна и кубовидна, кресла в виде гондолы, канапе, полудиваны с подлокотниками разной высоты, шезлонги с низкой изогнутой спинкой и с подлокотниками в форме лебедя, с выточенными ножками и выступами подлокотников. Стулья в виде буквы X имели романизированный и имперский вид с фигурами животных.



Стоит отметить проектировщиков мебели Персьера и Фонтайна, а также мебель, выполненную знаменитым Георгом Якобом, оформлявшим Конвенционный зал после революции. Сын Якоба, Десмальтер, был лучшим столяром Империи, работал с королевскими домами Европы, в часности, в Испании и России.

© fedorfm84

Конструктор сайтов - uCoz