История дизайна интерьера: Рококо Людовика XV (1710-1774)
дизайн история рококо
Рококо Людовика XV (1710-1774)
Людовик XV, король Франции, стал вдохновителем некоторых изменений в архитектуре и искусстве, созданном его прадедушкой Людовиком XIV. В этом романтическом периоде мы наблюдаем появление орнаментации в стиле рококо и орнаментации китайского происхождения. Дерево окрашенное, облицованное мягкими цветами и изящными инкрустациями.
Период начинается с восьмилетнего регентства Филиппа Орлеанского, во время которого ослабилась “барочная лихорадка” и были сделаны первые шаги по направлению к новому стилю, более анархичному: рококо. В этот период обновляются темы, техники и помещения.
Такие новинки, как зал для курения или библиотека, оказывают значительное влияние на оформление. Однако самым большим было восточное влияние и введение нескольких восточных техник. Имитируется восточная лакировка и применяется другая отделка с целью имитации экзотичной атмосферы, например, кальки или коллажи. Не зря эта тенденция в мебельном искусстве известна как “шинуазри” — китайщина.
Также появляется множество предметов мебели в неоклассическом стиле, намного более строгом, нежели барокко того периода, и вновь становятся привлекательными удобные и уединенные помещения. Бронза, ленты, гирлянды и переплетающиеся завитки, новый дизайн кроватей… Стиль Людовика XV стал одной из самых продуктивных эпох для декорирования и до сих пор служит источником вдохновения.
При царствовании Людовика XV декоративные формы добиваются свободы и изменения, начатые во время регентства, прочно закрепляются. Барокко уступает своё место стилю рококо.
Рококо неотделимо от Людовика XV. В этот период стиль Людовиков достигает своего наивысшего выражения с его совершенством, грацией, изобретательностью и элегантностью.
Благодаря новым традициям и вкусам женщина приобрела в высшем обществе важность. Женщины, отлично разбиравшиеся в новых декоративных тенденциях, придали мебели более женственный облик. Влияние воплотилось в маркизе де Помпадур и графине Дюбарри.
Маркиза де Помпадур побудила к созданию в Версале новых частных помещений, очень комфортных, уединённых и красивых. Графиня Дюбарри сыграла заметную роль во французском декоративном искусстве, будучи вдохновительницей более строгого стиля, приближающегося к неоклассическому течению. Удобство и интимность были установками, которым следовали в оформлении того периода. Всё стало более маленьким и уютным.
Краснодеревщики попытались раскрыть ревниво хранимый секрет китайской и японской лакировок. Смолистое вещество, добываемое из лакового дерева, в результате обработки превращается в прочный лак. Братья Мартин, лакировщики короля, изобрели одну систему: склеивали листы бумаги, обжигали их для смягчения и окрашивания во всевозможные цвета, чтобы затем покрыть смолами и эмалировать гуммиарабиком. Таким образом были выполнены бесчисленные заказы маркизы де Помпадур в японском и китайском стиле.
Отделка и украшения исходили из лакировки, когда речь шла о качественной древесине, такой как орех или красное дерево. В Италии применялось так называемое “арте повера”, которое заключалось в нанесении на дерево переводных картинок и лакированной отделки.
Среди мебели, характерной для стиля эпохи, можно назвать комод с двумя ручками, бюро, письменный стол, игровой стол, туалетный столик, глубокое кресло бержере, канапе с боковой стенкой и спинкой, стулья-кабриоли с орнаментом из ракушек, эспаньолеток, украшенные китайскими мотивами, инкрустациями, китайским лаком, гирляндами, лакировкой братьев Мартин и жемчугом.