королевы Великобритании (1665-1714)
барокко дизайн история
Барокко Анны, королевы Великобритании (1665-1714)
Анна из династии Стюартов, дочь Якова II и свояченица Вильгельма III, взошла на трон после смерти своей сестры Марии II. С её появлением мебель начинает цениться не только за ценные материалы, из которых она изготовлена, но и за элегантность линий, качество изготовления и функциональность. Архитектурно-декоративный стиль представлял собой смешение многих других стилей (эклектика) и выделялся контрастом задействованных материалов.
В английском мебельном искусстве торжествуют простота, эффективность и современность. Этот стиль приносит существенные инновации: выточенные изогнутые ножки-кабриоль и знаменитые ножки в виде когтистой лапы, сжимающей шар. Данное украшение навеяно китайской скульптурой и архитектурой и часто ассоциируется со львом, чья лапа держит шар.
Основной предмет мебели, ассоциирующийся с этим стилем — “комод холостяка”, состоящий из трёх больших ящиков и двух маленьких (особенность такого комода в том, что размер ящиков уменьшается по мере их приближения к поверхности). Расширяется использование бюро и “bureau-bookсase” — предмета, сочетающего в себе бюро и книжный шкаф.
Уже не используются орнаментальные мотивы, характерные для предыдущих стилей, силуэты становятся чистыми и элегантными. Для характеристики такой мебели достаточно рассмотреть какой-нибудь один предмет, например стул. Здесь преобладает кривая линия, но без блеска и резкости. Изгиб спинки в эту эпоху адаптируется к форме человеческого тела.
Типичный элемент — деревянная обшивка стен, большие панели, образующие квадраты по всей высоте, могут быть из ореха, кедра и белых пород древесины. Стены закрываются максимально, в связи с чем картины используются практически во всех помещениях, вешаются большие зеркала со скошенным краем, а ковры соревнуются с живописью, становятся картинами, оставляя позади свой эффект плоской поверхности. Одна из самых ярких мануфактур — это мануфактура Гобеленов, которая использовала цвета под влиянием восточных ковров и китайского фарфора, голубого, бирюзового и белого.
Но самый значимый вклад в элегантность и роскошь этого стиля, выражался, пожалуй, в деталях передних ножек, которые хотя и по-прежнему остаются кабриолями, имеют меньший изгиб, чем раньше. Внизу ножки оканчиваются когтистой лапой орла или ворона с шаром. На середине ножки находим резных устриц и другие мотивы. Задние ножки обычно гладкие и стёсанные типа сабли, с деревянными перекладинами в виде буквы Х или без перекладины. В середине спинки стула появляется плоская доска, придающая спинке высоту и прямоугольность.
“Сплат” — плоская доска в середине спинки стула — характерный элемент данного стиля. Центральная лира или лопатка со стилизованным силуэтом подчеркивает элегантность дизайна и расширяется, чтобы улучшить подгонку к спине. Пожалуй, одна из главных черт стиля королевы Анны — вертикальные балки спинки некоторых стульев “Windsor”, очень популярных и репрезентативных.
В этот период широко распространились азартные игры, в связи с чем появилось множество игровых столов, включая складные. Для самых богатых столов применялось красное дерево, а для мебели попроще — орех, хотя из-за того, что орех портится молью, его тоже заменили красным деревом. С 1710 года стали использовать смесь гипса и клея для замены резного дерева.
Помимо лака и инкрустаций, характеристиками стиля также стали скромный и элегантный дизайн, применение светлой древесины и облицовка ценными породами дерева. В середине века начинают использовать красное дерево. В данный период мы находим изогнутые ножки и новые предметы мебели, такие как настенные часы, письменный стол с закрытым стеклами книжным шкафом и др.
Получили широкое распространение предметы мебели с красной и чёрной лакировкой, имитирующие китайские оригиналы. На ножках используется позолота.В этот период сокращается количество резьбы и для создания делений на фасадах мебели не применяются ни архитектурные элементы, ни молдинг.
Появляется решетка на спинке стульев и кушеток. Используется изогнутая ножка или ножка типа кабриоли. В верхней части ножки толстые, они утончаются по направлению к низу, а у основания вновь расширяются, образуя кривую линию.
Один из характерных декоративных мотивов — это инкрустации в форме цветов, выполненные из жёлтой и светлой древесины, образующие букеты, гирлянды, птиц и т.д. на тёмном фоне. Такие композиции украшают дверцы шкафов и крышки столов.
Резьбу мы находим на ножках, центральной лопатке спинки и на высоком закруглении стульев.Мебель для хранения выполняет своё предназначение, шкафы и комоды сопровождают остальную мебель, их фасады разделены, на секции, имеются S-образные детали. Для фарфоровых вещиц используются витрины. Пример таких шкафов — шкаф Tallboy (“высокий комод” – англ.). Несмотря на то, что данный шкаф не принадлежит этому стилю, он английского происхождения и его можно найти во многих комнатах. Высокие или низкие, такие шкафы состоят из наложенных друг на друга ящиков